Планирую

3-7 лет

Старше 7 лет

Из истории грудного вскармливания в Костромской области

Собирать исторический материал чрезвычайно увлекательно, особенно если это касается столь не безинтересной для нас темы естественного вскармливания.

Городок Нея Костромской области. В 2003 году сотрудники местного отдела культуры по крупицам собрали информацию, ставшую основой реферата “Этнография детства”. Работа посвящена традициям воспитания, принятым в данном крае. Есть здесь информация и о свадебных обрядах, о родах, о приданом, которое готовили для младенца, о колыбельных и потешках, и о многом другом, что связано с воспитанием детей, а также их вскармливанием.



Прежде всего надо сказать, что рождение ребенка не было событием из ряда вон выходящим. По-особому относились разве что к первенцу, к рождению которого готовились особо тщательно.

После рождения малыша с ним “водились” (няньчились – здесь и далее примечание автора) бабушки или старшие дети. Взрослые уходили на работы. Бывало даже так, что младенца оставляли одного, так как не кому было за ним присматривать. Но это, скорее, исключение, чем правило. Часто в няньки приглашали подросших детей из других семей.

Если мать работала недалеко от дома, то малыша ей приносили на кормление. А если возможности такой не было, то перед уходом она «начиркивала» (сцеживала) молоко и оставляла нянькам, которые поили ребенка с помощью специального приспособления, сделанного из коровьего рога: «…рог вычистят, выделают, сделают небольшую дырочку и поят тонкой струйкой»(1). Иногда на рог прикрепляли соску, которую изготавливали из соска коровьего вымени следующим образом: «…сосок вымоют, выпарят, он сделается плоский, как лепешка, привяжут его к рогу и поят ребенка»(2). Подобным образом кормили малыша и в том случае, если у матери не хватало или не было молока. В рог тогда наливали коровье молоко, обязательно теплое, кипяченое или парное. Кстати, именно отсюда происходит название для бутылки с соской – «рожок». Согласно воспоминаниям, такое кормление было мучением и для матери, и для малыша: «…от такого воспитания можно было и помереть…»(2).
Спал ребенок с самого рождения отдельно от матери в зыбке или люльке, которую для удобства вешали рядом с материнской кроватью. Почему отдельно? Боялись «прижать», задушить(4).

Что касается “пустышек”, то и они были на вооружении мам в те далекие времена, только назывались по-другому: “сосули” или “сосульки”, или даже “жвачка”. И делали такие “сосули” следующим образом: брали небольшой кусочек ткани и выдергивали из него несколько ниток или протыкали спицами. В ткань клали нажеванный хлеб, пряники, кашу. Затем обвязывали ниткой, обмакивали в молоко и давали ребенку(3). В одних деревнях Костромского края было принято давать “сосульку” не раньше одного месяца(4). В других считалось, что такая “жвачка” с пережеванным ржаным хлебом защищала новорожденного от пупочной грыжи (\"чтобы пуп не грыз\") (5).

Кормили детишек грудью действительно долго, иногда и до 3-4 лет. Из воспоминаний: \"…старухи говорили, что чем дольше сосишь (кормишь грудью), тем дольше не забеременеешь, мол, замена будет, но всякое бывало”(6).

Способы отлучения были очень разнообразные. Чего только не делали, чтобы отвадить ребеночка от груди: и мазали ее перцем(7), и горчицей(6), и даже сажей(8), но малышей не проведешь – поревут, оближут и снова сосут. Были и другие способы: “…в грудь пихали овчину, чтобы напугать ребенка, но он все выдерет и сосет(6). Или клали красную тряпку, которую, впрочем, постигала таже участь. А бывало унесут на недельку к родне, ребенок про грудь и забывал(9). Или так: “…в грудь пихали щетку колючую, которой чешут лен, показывали ребенку и говорили: “Бука там, Бука, давай, прогоним Буку”. Ребенок наколется и испугается. Так повторяли несколько раз(2). Могли еще так приговаривать: “ Ой, Бука пришла, твою сисю унесла”(10).

Когда отлучали, грудь перетягивали настолько сильно, что иногда между тряпками выскакивало уплотнение размером с яйцо. Грудь очень болела, а потом все проходило(5). От себя замечу, что воспоминание о перетягивании груди во время отлучения относится к 40-50 годам ХХ века.

Грудное молоко было также составной частью рецептов от различных хворей. Например, если у ребенка была пупочная грыжа (“грыз пупок”), то делали так: счиркивали грудное молоко и с вымытого старинного медного пятака толщиной 0,5-0,7 мм с краев соскабливали медь и давали пить ребенку с чайной ложки, вскоре проходило(11). Или такой рецепт: если у ребенка была щетинка на спине (жесткие черные волоски), ребенок “корежился”, беспокоился, то его несли в баню, распаривали, спинку сбрызгивали грудным молоком, растирали против щетинки, что-то приговаривали, волоски и выпадали (2).

Существовали также способы лечения мастита. Один из них – прикладывание к груди запаренной сенной трухи (12).

А вот какой рассказ о грудном вскармливании поведала нам Сизова А.И., 1918 г.р., жительница д. Починок Елкинского с/с.

“ Ребенка в первый раз прикладывали к груди через час или поболе после родов. Сначала первые капельки счиркивали на глаза, на щечки, а потом уж и титьку давали. Кормили не по часам, а как заорет, а то и мякиша нажуем в тряпку, да и сунем. В постелю ночью с собой кормить не ложили. Одна у нас ребенка во сне заспала. Титькой носопырку закрыла, мальчонко-то и задохнулся. Дак уехали оне из деревни со стыда. Покуда кормились титькой-то ребенок- то и не болеет почти, с молоком силу берет. Почему через час после родов прикладывали? Да, покудов его помоют, да попарят, да пуп перевяжут, да воденку бабка наговорит от уроков ( сглаза), покуда роженицу обиходят, а уж потом и до титьки дело дойдет. Подносили со словами: “Господи, благослови в добрый час”. Ковда у мальца молочница случалась, говорили: “молоко обволокло”. Мазали во рту медом, все и проходило.

Ежели у матки грудница привяжется, прикладывали капустные листы, а когда нарвет сильно – лук печеный, али шерсть, намыленную серым мылом – помогало.
С молоком дитю настроение маткино передается. Она ревет, и дите орать будет. Мать психует – дите заполошное, всего боится, нелюдим. Ковда кормили грудью, старались спокойной быть.

А чтоб у рожаницы молока не было, я не припомню. Кормили титькой и не прикармливали ничем долго. Дак дети-то были крепче, чем нонче, как сбитень. А от груди отлучали – щеть пихали в пазуху. Заговаривали: “Как лес не тоскует по дереве, так ребенок не тосковал бы о грудях”.

А когда первый раз к титьке-то прикладывали, говорили: “Как смогла я мать сносить-породить, даст Бог, смогу молоком окормить (или прокормить), что-то такое”. (Записано Переломовой В.Н. Автор сохранил особенности наречия).

Послесловие.
Последнее время мы все чаще говорим о возрождении народных традиций. Но некоторые из них таковы, что как-то неуютно становится при знакомстве с ними. Многие народные традиции грудного вскармливания требуют точной расшифровки смысла и тщательного рассмотрения через призму современных принципов вскармливания детей. И совершенно очевидно, что не все надо возрождать, а есть необходимость в создании новых добрых традиций, которые, как знать, может, тоже будут когда-нибудь пересмотрены.

Информаторы:
(1) Баракова М.Н., 1924 г.р., родилась в д. Глебово Нейского района, проживает в д. Боярское Солтановского с/с.
(2) Михалева Е.Г., 1918 г.р., родилась в д. Коршуново Нейского района, проживает в с. Солтаново.
(3) Слащева Е.И., 1914 г.р., родилась в д. Выпощево Кужбальского с/с Нейского района, проживает в д. Глебово Солтановского с/с.
(4) Щепина Г.Ф., 1921 г.р., проживает в г. Нея.
(5) Бахвалова А.И., 1923 г.р., проживает в г. Нея.
(6) Курочкин А.А., 1930 г.р., родился в д.Оленево Вожеровского с/с Нейского района, проживает в с. Солтаново.
(7) Муратова Р.Н., 1944 г.р., родилась в д. Коршуново Нейского района, проживает в с. Солтаново.
(8) Нечаева М.Ф., 1928 г.р., родилась в д. Чучино Вохомского района, проживает в с. Солтаново.
(9) Вихарева А.В., 1918 г.р., родилась в д. Лясково Михалевского с/с.
(10) Записано Соколовой И.В., художственный руководитель Кужбальского СДК.
(11) Хватова А.Н., 1918 г.р., родилась в д. Курилово Коткишевского с/с.
(12) Лебедева Л.М., 1931 г.р., родилась в д. Заингирь.

Особую благодарность автор статьи выражает Ранжевой Нине Павловне, ведущему методисту Отдела культуры г. Нея, которая предоставила возможность ознакомиться с материалами реферата “Этнография детства”, а также Переломовой В.Н. (Елкинский с/с), а также другим сотрудникам сельских Домов культуры, которые собрали и записали столь ценный материал.

 

Волкова Елена,

консультант по грудному вскармливанию,
руководитель Санкт-Петербургского фонда
“Группа поддержки грудного вскармливания”,
член Международной Ассоциации Консультантов
по Естественному вскармливанию.

Санкт-Петербург, 2005 год.

Источник: http://www.kormlenie.ru

Для комментирования нужно
Гость

Форум родителей Костромы

Поиск статьи

Сервисы

-9`C
  • На дату: 07.12.2021
  • Давление: 769.17 мм рт.ст.
  • Ветер: 6.21в(ю) м/с
  • Влажность: 91 %

openweathermap.org